Темы этого сайта чрезвычайно трудны, потому что они могут затронуть вопросы веры. Потому что, исповедуя одну религию (духовное знание), человек привык относиться плохо к людям, которые исповедуют другую религию (другие зрения на эту же тему). Из-за этого возникают даже войны, конфликты, разводы. А эта нетерпимость часто происходит оттого, что мы ничего не знаем. Мы не знаем истоков той или иной религии (тайнознания), их различия и соответствия друг другу, мы даже не предполагаем как много общего между тем, что исповедую я, Вы, или человек, который имеет другой цвет кожи.

Надо знать немножко больше и тогда Вы будете терпимее относиться друг к другу. Этот сайт призван открыть синтез всех сегодняшних течений и религий, чтобы увидеть, как много общего заложено в основании каждой из них. А это - очень важно, чтобы остановить бесконечные психологические войны и конфликты!

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГЕ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ

Несомненно, важнейший фактор, отделяющий восточную цивилизацию от западной, — это разные представления о Боге. Речь идет не о второстепенных культурных различиях, но о коренных расхождениях в верованиях. Если крупнейшие религии Запада основаны на представлениях о всемогущем едином Боге, то в восточных религиях есть множество богов, а в некоторых (например, в буддизме и даосизме) даже слово «Бог» не употребляется.
Восточные религиозные традиции учат, что Бог (или Дао, Брахман, Чистое Сознание, Пустота и т. д.) пребывает везде, а лучше всего его можно ощутить внутри себя. Утверждается даже, что Бог — это и есть «я». Или, возможно, лучше сказать, что «я» — это и есть Бог.
В западной традиции Бог отделен от людей. И хотя «изобретение» дуализма приписывают Декарту, дуалистическое представление о том, что Бог находится «вовне», существовало уже за тысячи лет до Декарта. В некотором смысле именно это понятие Бога, отделенного от человека, послужило воцарению дуализма в западном мире, что привело к целому ряду проблем (и целому ряду изумительных открытий!).
Поскольку западная цивилизация в наше время занимает доминирующее положение в
мире, то мы будем здесь говорить прежде всего о западных религиях. И хотя, обсуждая некоторые религиозные представления и догмы, мы будем указывать именно на проблемные моменты, не следует забывать и о другой стороне этой медали: учения различных церквей на протяжении веков служили источником вдохновения, надежды и прозрения для миллионов людей.
Эволюция и путь человечества
У нас, людей, есть одно свойство: мы неудержимо стремимся вперед. Иногда мы совсем не уверены, что ждет нас впереди, но все равно упорно туда стремимся. Ибо любую форму жизни, которая не движется, не изменяется и не эволюционирует, ждет застой и смерть. Говорит Михал Ледуит:
Научный метод состоит в том, чтобы выдвинуть предположение относительно реальности, а затем при помощи молота и клещей попытаться опровергнуть его. При этом мы откалываем от своего предположения все наносное и лишнее, и, возможно, нам удается добраться до твердого и прочного ядра.

Как вам, вероятно, известно, около 90 процентов новых знаний через несколько лет отправляются в мусорную корзину, и это нормально.
Единственное исключение из этого правила — религия. Ибо религия утверждает: «Нам с самого первого дня известна вся истина», — а значит, религиозные догмы не могут изменяться и мы не имеем права пересматривать их. И поскольку частные аспекты религиозного учения никогда не пересматриваются, религия все больше и больше отстает от эволюции человеческой мысли.
Но даже здесь, на Западе, так было не всегда. Самый очевидный и известный пример — учение Иисуса Христа. Бог Ветхого Завета, который определял образ мышления современников Иисуса, был гневлив, злопамятен и мстителен. Похоже, Ему доставляло удовольствие истребление первенцев, козлов и целых народов. В любом случае это был «Бог-ревнитель». Этот образ совершенно не согласуется со словами Христа о том, что «Бог есть любовь». Доктор Ледуит считает: «Учение Христа по духу очень отличается от учения Ветхого Завета. Взять, например, слова Иисуса, цитирующего Моисея: "Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому"».
Очень многое в учении Христа знаменует переход от образа гневливого и строгого белобородого старца на облаке к идее о Боге в душе; переход от представлений о небесах как о неком месте за облаками, к пониманию того, что они представляют собой определенное состояние сознания. Как мы уже цитировали, «Царствие Божие внутри вас».
На самом деле некоторые революционные аспекты учения Христа до сих пор еще идут к нам через века. Говорит доктор Ледуит:
Он всегда подчеркивал, сколь важна мысль — даже важнее действия, которое может последовать за ней. Предположим, у меня возникала мысль убить соседа, но я так и не осуществил ее. Для соседа, конечно, между мыслью и действием огромная разница: он остался жив. Но если говорить о царстве, которое я создаю внутри себя, тут между мыслью и действием, которое следует за мыслью, разницы нет.

Ибо с точки зрения квантового мира (о котором мы ныне узнаем все больше) мысль, несомненно, является решающим фактором — высшей реальностью.


Но где-то на пути к сегодняшнему дню западные религии увязли. Какие-то книги были изъяты из Библии, какие-то подредактированы. Взгляды, противоречащие официальной позиции Церкви, беспощадно искоренялись, и по мере того как папский престол обретал все большее могущество все дороги стали вести от Рима!
Теперь христианская вера расколота на сотни деноминаций, и каждая из них владеет истиной в последней инстанции. Как сказала писательница Линн Мактаггарт: «Одна из проблем организованной религии — чувство разобщенности. Хорошо быть протестантом и никем более, или только католики знают истинный путь. Однако последние достижения квантовой физики дают нам понимание единства мира, и свою духовность нам тоже следует основывать на этом чувстве единства».
Эволюция и путь человека
Итак, мы кое-что знаем о мировоззрениях и о том, как они ограничивают наше представление о реальности. Можем ли мы теперь сказать, как влияют на нас преобладающие в обществе взгляды, сформировавшиеся под влиянием великих учений?
Доктор Ледуит рассказал такую историю:
Это было несколько лет назад в Австралии. Я рассуждал об идее рая и ада, и тут мой собеседник, молодой человек лет двадцати, сказал:
— Все это очень интересно, но, слава богу, я не религиозен.
— Неужели? — усомнился я.
— Да, — ответил он, — совсем не религиозен. Мои родители ни во что не верили, и я тоже вырос неверующим.
Незадолго до этого он рассказал, что в восьмилетнем возрасте потерял отца. Итак, я спросил:
— Позволь спросить, говорили ли тебе, куда отправился твой отец после смерти?
— Ну, мне говорили, что он отправился на небеса, — сказал парень.
— Звучит как-то религиозно, — заметил я.
Затем я задал ему еще около двадцати вопросов — о том, что хорошо и что плохо, о воздаянии за добрые и злые дела и т. д., и все ответы характеризовали его как человека с ярко выраженным религиозным взглядом на реальность. Он не ходил ни в церковь, ни в синагогу, ни в мечеть, однако был религиозным человеком.
По мнению доктора Ледуита, величайшим препятствием для нашей эволюции является распространенный в культуре взгляд, что Бог сидит где-то наверху «и записывает в свой ноутбук, кто следует Его заповедям, а кто Его оскорбляет. Совершенно бредовая идея. Как можно оскорбить Бога? Почему это может волновать его? И почему он должен относиться к этому настолько серьезно, чтобы обрекать виновных на вечные муки? На редкость нелепая мысль».
А вот еще нелепая мысль  что в нашей огромной Вселенной, где галактик больше, чем песчинок в океане, лишь одна группа людей на одной маленькой планете обладает исключительным правом войти в драгоценные райские врата. А всем остальным существам уготованы вечные мучения в аду. Более странную идею и придумать сложно. И если вы действительно верите в такого Бога, задумайтесь: как это влияет на ваше мировоззрение?
Однако этому научены сотни миллионов человек. Их научили бояться греха, бояться проклятия, бояться жизни. Рамта как-то заметил: «Это единственная планета в Млечном Пути, чье население оказалось под таким немыслимым гнетом религии. А знаете почему? Потому что люди дали определения "добру" и "злу"».
Однако эту мысль о том, что представления о добре и зле каким-то образом тормозят эволюцию человека, на первых порах принять трудно. А убивать нормально? А воровать можно? А дома рушить? Эту концепцию так сложно принять потому, что она представляет собой совершенно иной взгляд на жизнь и эволюцию.
Понятия добра и зла основаны на определенном наборе правил. Эти правила сформировались под влиянием учений, культурных ценностей и соображений политической целесообразности. Они все пришли извне — из верований наших культур. Эволюция же идет изнутри. Чтобы оценить то или иное решение с точки зрения эволюции, нужно допустить, что по своей сути каждый человек изначально божествен. Это в корне отличается от идеи, что мы от рождения злы, грешны и порочны и нуждаемся в подробных наставлениях, а для поддержания порядка в человеческом зверинце непокорным уготовано вечное страдание.
«Грешники в руках у Гневного Бога», — так называется знаменитая проповедь Джонатана Эдвардса, одного из первых пуританских проповедников Америки, пугавших прихожан огнем и серой. Теперь можно спорить, требовалось ли людям на определенном этапе эволюции такое «воспитание». Трехлетнего малыша ведь тоже стращают, чтобы он не совал пальцы в розетку. Так или иначе, мы полагаем, что пришло время выйти за пределы системы ценностей, основанной на представлениях о добре и зле, и перейти к системе ценностей, основанной на требованиях личной эволюции. И как ребенок со временем узнаёт о высших силах (электричестве), так человек узнает о высших законах Вселенной: «Не судите, и не будете судимы» (Евангелие от Луки, 6:37). Или, как мы говорили выше, ваш внутренний настрой отразится во внешней реальности.
Эта концепция эволюции, основанной на личной мудрости, перекликается с одной из «четырех благородных истин» буддизма, упоминавшейся ранее: «Источник страдания — привязанность к бренным вещам и невежество». Причина страдания не в том, что человек прогневил злого и мстительного Бога. Оно является результатом невежества — незнания.
Таким образом, страдание — это не наказание, но указатель, подсказка, дорожный знак на Пути.

Один из основных догматов христианства — «Иисус спасает». Сам человек спастись не может никак, поскольку каждый из нас — грешник, рожденный во грехе и порочный с самого начала. Трудно представить себе идею, которая сильнее сковывала бы силы человека.
Самое забавное — то, что именно ошибки, невежественные решения, «грехи» помогают нам эволюционировать, достигая все более высоких состояний. Если кто-то всегда готов спасти вас, тогда вам не приходится брать на себя ответственность ни за что, — а это уже типичная ментальность жертвы. Фактически многие из этих идей несут на себе клеймо «жертва».
Говорит Джей Зи Найт: «Необходимость ублажать Бога лишает нас собственной жизни. И если кому-то пришлось умереть за наши грехи, это как-то нечестно, вы не находите? Я имею в виду, что мы все должны иметь право самостоятельно проработать свои грехи. Ошибки — это опыт, обогащающий нас мудростью. Я не понимаю, как мы можем вырасти и обрести великолепие, если не возьмем на себя бремя опыта тяжкого, злого и печального, — ибо только так можно обрести мудрость, позволяющую понимать других людей».
Религия — «зло»?
Если нас послушать, возникает впечатление, что религия — это какой-то злодей, а мы — трепещущие овцы, с ужасом ждущие, когда на нас обрушится беспощадный судейский молоток. Более того, история полна таких печальных явлений, как священные войны, охота на ведьм, сожжение книг, деление людей на касты — и это далеко не полный список. Как-то «не по-божески» получается! Но с нашей стороны было бы лицемерием вешать на религию ярлык «зло» после обстоятельных рассуждений о том, что добра и зла не существует.
Попробуем взглянуть на религиозную деятельность как на парадигмы или потоки сознания, находящие выражение в различных религиях. Надо признать, что существует немало данных, подтверждающих это. Давайте еще раз посмотрим на все это «зло»: священные войны, охота на ведьм, сожжение книг, деление людей на касты — все эти вещи достаточно часто реализовывались и без участия каких бы то ни было церквей. Если людям хочется воевать, они находят повод. Если людям хочется чувствовать свое превосходство над остальными и воображать, что они знают «единственно верный путь», они находят парадигму, которая дает им это чувство.
В течение какого-то времени некоторые религии, возможно, действительно питаются из божественного источника, но в конце концов они переходят под управление самых обычных людей.


Вот тогда-то к ним и присовокупляют что-нибудь вроде доктрины о «первородном грехе», которой изначально не было в учении Христа. «Подставь другую щеку» превращается в «Истреби арабов в Святой Земле». Но самое главное — корень этих явлений лежит не в самих учениях, а в атавизмах человеческой натуры. И выход не в нападках на религию, а в эволюции, направленной на создание нового поколения, новой версии человечества. Мы покончим с войнами не путем избавления от церкви и правительств, но за счет того, что в процессе эволюционного развития перерастем те пристрастия, которые толкают нас к насилию. Проблема религий в том, что они завязли в своих трактовках истины. Чтобы получить импульс к преодолению этого застоя и вступить на путь эволюции, религия должна рассмотреть другую сторону медали — науку — и перенять то, что дает науке величие. Религии не хватает готовности признать свои ошибки на пути ко все более глубокому пониманию мира.
Перемены происходят. Несомненно, все мы видим, как изменяется образ Бога. «Седой отец» на судном троне, столь популярный в Средние века, уступил место менее антропоморфной, более абстрактной идее.


Говорит Эндрю Ньюберг: «Люди отошли от идеи Бога-личности к представлению о чем-то более величественном и бесконечном. Бог в некотором смысле наполняет собой весь мир, но в то же время является чем-то большим, чем мир. То есть нельзя сказать, что Бог — это Вселенная, но Он пронизывает собою Вселенную, включая все вещи, все частицы и всех существ».
Это подразумевает также, что Бог находится внутри нас.
Шумеры воспринимали Бога как целый сонм существ, которые ходят по земле и взаимодействуют с людьми. У Эдда Митчелла другой взгляд: «В какой-то момент я осознал, что Вселенная разумна. Сознание — вот что первично». Американские индейцы считали, что Дух пребывает везде и пропитывает все вещи. А поэтому они общались с «духом ветра» или «духом быка».


Так что есть Бог? Что есть Дух? Что есть духовность? Может быть, духовность — это просто сфера бытия, отвергнутая наукой еще 400 лет назад? И когда она вернется к нам?


Религии начали с попытки утвердить дуалистическую модель Вселенной: Бог наверху, а мы, чернь, внизу. На каком-то этапе церковь пыталась подчинить себе все сферы человеческой деятельности — не только науку, но и искусства. Но однажды наука доказала ошибочность многих церковных догматов — и на тот момент единственным решением был раздел имущества. Бог и компания получают себе духовную сферу, а наука — материальную. Не забавно ли, что именно этот раздел позволил науке подняться на те высоты, каких она достигла сегодня?


Восточные религии никогда не устанавливали дуалистических догматов, а поэтому наука никогда не подвергалась гонениям. Что же касается западной науки, то именно решительный разрыв с миром духа позволил ей в конце концов открыть, что сознание и материя едины.


Если это верно, то отделение науки от духовности было искусственным, и оно не имеет под собой никаких реальных оснований. Так кто же кому изменил?
Никто никому, и все друг другу. Это две стороны одной и той же монетки под названием человечество, и монетка эта, вертясь, летит через реальность. Возможно, эти две ветви человеческой мысли разделены лишь для того, чтобы наука могла полностью сосредоточиться на материи, сделать больше открытий и улучшить наш уровень жизни. Несомненно, догматизм, в котором так часто упрекают религию, не в меньшей мере присутствует и в науке. Научные идеи, подобно религиозным учениям, — не более чем пузыри, поднимающиеся из фундаментального поля человеческого сознания. Как говорит Джон Хагелин: «Не обольщайтесь мыслью, что ученые ведут себя научно. Они — такие же люди, как и все остальные».

Иисус сказал:
...Когда вы познаете себя,
тогда вы будете познаны
и вы. узнаете, что вы
дети Отца живого.
Если же вы не познаете
себя, тогда вы в бедности
и вы бедность.
— Евангелие от Фомы, 1-3

Когда я была маленькой, мы каждое воскресенье ходили в церковь. Каждую неделю мы отправлялись в другой храм: просто папе нравилась церковная музыка. Я всегда удивлялась, сколь похожи церкви в понимании многих вещей — любви, добра, единства. И мне было очень грустно, что они так разобщены. Я то и дело спрашивала папу: «Почему есть так много разных церквей?» А он отвечал: «Потому что человеку свойственно считать, будто только он умеет отличать добро от зла, а те, кто с ним не согласны, — неправы». Хочется надеяться, что однажды люди поймут: «добра и зла» не существует. Есть лишь разные уровни понимания, которые нужно пройти на пути эволюции.
— БЕТСИ



Подумайте об этом...

Как религиозная парадигма влияет на ваше восприятие реальности?
Как ваша парадигма выстраивает представления о том, что есть добро и зло?
Что есть добро?
Что есть зло?
Кто владеет истиной о добре и зле? Вы? Церковь? Ваши родители? Муж? Жена? Наука?
Вы чувствуете, что ваша парадигма расширяется?

Зачем мы здесь? Зачем вы здесь?

Из книги «Что вообще мы знаем?»

Если Вам нравится эта информация, поделитесь ею в своих соц. сетях. Благодаря Вам больше людей узнает о нас, и мир станет чуточку лучше! Для этого нажмите на нужные кнопки ниже

Комментариев нет:

Отправить комментарий